Размер текста

Оголовок на скважину – чтобы голова не болела

Венчает работы по оборудованию скважины на воду установка оголовка – многофункциональной крышки на устье, то есть верхнем срезе обсадной трубы. Сделать оголовок для скважины своими руками с соблюдением всех требований – задача, требующая определенных усилий и навыков.

Конечно, можно обойтись скотчем, полиэтиленовым пакетом и старым ведром, опрокинутым на трубу, но такая примитивная заглушка не убережет скважину ни от промерзания, ни от нежелательного воздействия грунтовых и талых вод по весне, ни от попадания сора внутрь скважины. Кроме того, несознательным гражданам упрощается задача похищения погружного насоса.

Купить или сделать?

Функционально оголовок скважины выполняет еще несколько практических задач:

  • увеличивает объем воды в песчаной скважине (так называемый дебит), делая трубу герметичной, за счет чего в системе при работе насоса создается разряжение и вода из грунта (в случае песчаного, «абиссинского» типа скважины) как бы «всасывается»;
  • фиксирует насос на тросе на заданной глубине, что продлевает срок его эксплуатации;
  • служит блоком для надежного подключения системы водоснабжения и кабеля питания электронасоса.

Приобрести готовый оголовок проблемы не составляет – на рынке представлено множество моделей от различных производителей, как металлических, так и в полимерном исполнении. Но, во-первых, стоят они недешево; во-вторых, могут не совпадать с особенностями конкретного оборудования, например, с диаметром обсадной трубы.

Чтобы сделать оголовок для скважины своими руками, необходимо обладать хотя бы начальными навыками в слесарном деле. Кроме того, не обойтись в работе и без сварщика.

Оголовок для скважины

От заготовки до фланца

Конструкция оголовка состоит из двух основных частей: фланец и крышка (заглушка). Самостоятельно изготовить их можно из железа или алюминия. Правда, если система предполагает большие весовые нагрузки, то лучше все-таки сталь (легированная или оцинкованная) толщиной 0,8-10 мм. Кроме того, в алюминиевом исполнении непременно возникнут проблемы со сваркой.

Болгаркой, лобзиком по металлу, высверливанием и другими доступными способами вырезаются две заготовки – неважно, круглые или квадратные, главное, чтобы они были примерно на 10 см шире диаметра обсадной трубы. Затем, обработав края изделий, необходимо сделать не менее четырех отверстий (лучше 6-8) – для последующего крепежа их друг с другом с помощью соединительных болтов. При сверловке не лишне пользоваться струбциной, чтобы отверстия обеих деталей совпадали. В одной из заготовок, которая будет служить фланцем, по центру прорезается круглое отверстие на 1-1,5 мм шире диаметра трубы. Фланец готов.

Если обсадная труба металлическая, он к ней приваривается (обязательно снизу!) с отступлением от среза на 1-2 см. Сложнее, если труба пластиковая. Тогда к нижней части фланца придется приварить отрезок металлической трубы чуть шире внешнего диаметра обсадной, сделать технологические пропилы по длине трубки и произвести монтаж при помощи хомутов. Основное условие – чтобы фланец был закреплен прочно и герметично, поэтому при хомутном соединении соприкасающиеся поверхности нелишне обработать герметиком.

Непростая крышка

Вторая заготовка, которой предназначено стать крышкой оголовка, должна претерпеть следующий «апгрейд». По центру высверливается отверстие под штуцер водопроводной трубы. Он устанавливается или путем сварки, или с помощью резьбового соединения. В последнем случае герметичность обеспечивается за счет резиновых прокладок. Сверху крышка дорабатывается следующим образом. Симметрично привариваются (или, опять же, вкручиваются с соблюдением условия герметичности) два рыма – для последующих демонтажных работ, например, в случае чистки скважины или замены погружного электронасоса.

Необходим и третий рым, но уже снизу крышки, смотрящий внутрь обсадной трубы. К нему пристегивается карабин, на котором, в свою очередь, будет крепиться трос, удерживающий насос на заданной глубине.

Ну и, наконец, еще одно, последнее технологическое отверстие в крышке, которое необходимо сделать. Оно предназначено для ввода электрокабеля, запитывающего насос.

Остается только смонтировать конструкцию и подключить водопровод и электрику. Чтобы кабель и водопроводный шланг не жили в обсадной трубе каждый отдельной жизнью, то есть не болтались и были строго заданной длины, перед погружением их рекомендуется связать хомутиками с тросом помпы через каждые 1-2 м – в зависимости от глубины скважины.

Монтаж конструкции

Монтаж оголовка выполняется в следующем порядке. Прежде всего, необходимо обработать срез обсадной трубы – сделать так, чтобы не было неровностей, задиров, щербин. А главное – убедиться в строй горизонтальности устья. При необходимости – ровно обрезать.

Наверняка, придется приложить усилия для поиска резинового кольца нужных размеров и достаточной толщины, которое должно служить главным герметизирующим элементом при обжиме крышки и фланца. Поэтому озадачиться его поиском следует заранее. Да и вообще, перед началом работы по обустройству оголовка своими руками следует запастись всем, что потребуется, чтобы не бегать в судорожных поисках какой-нибудь несчастной гайки нужного калибра.

Стягиваются фланец и крышка не спеша, равномерно и без перекосов. Примерно как при обжиме головки блока цилиндра автомобильного двигателя. Запустив систему, нужно хотя бы в общих чертах убедиться в ее герметичности – прислушаться, не посасывает ли где воздух при понижении уровня воды в трубе, не искрит ли проводка и т. п. В любом случае, если что-то не так время даст знать, может быть скоро.

Голь на выдумки хитра

Надо сказать, что оголовок на скважину своими руками может быть исполнен во множестве вариантов. Интернет просто пестрит оригинальными технологическими решениями. Вот одно из предложений, из чего и как сделать этот узел.

В качестве крышки оголовка используется тормозной барабан автомобиля. Подбирается такой, внутренний диаметр которого ненамного больше размеров трубы. А что? Технологические отверстия под рымы, причем уже с резьбой, имеются — изначально они служили для крепления колеса. По центру есть отверстие для установки штуцера водонапорного шланга, где раньше размещалась ступица. Правда, оно несколько широковато для нужного в данном случае фитинга, но проблема разрешима: в тех же магазинах автозапчастей можно поискать нужный сальник, манжету, резиновую втулку… В крайнем случае, почему бы не закрепить штуцер, скажем, строительной пенкой?

Словом, с крышкой для оголовка в данном случае все понятно. Неясно, какую деталь автомобиля приспособить под фланец. По виду так тормозной диск очень похож. Но автор идеи не заморачивается таким пустяком. По его мнению, здесь можно обойтись вообще без фланца. Достаточно «дно» диска проложить мягкой резиной или плотным поролоном и накрыть такой конструкцией срез трубы (конечно, предварительно тщательно его выровняв). По утверждению умельца, чушка весом 5 кг обеспечит необходимую герметичность конструкции. То есть свое второе название, заглушка, такая крышка полностью оправдывает.

Сомнительно, конечно, но усовершенствовать идею, наверное, можно.

Похожие статьи по данной теме:
Возможно вас также заинтересует:
Поиск по сайту
Хорошая реклама
Также читайте
© 2017    Бурение скважин    //    Карта сайта   //  Политика конфиденциальности  //   Push уведомления